От рождения до 2 лет
Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей.
Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках.
Именно в течение первых месяцев родители знакомятся со своим малышом, а он – с ними. Родители начинают понимать, каковы темперамент ребенка, его предпочтения, любимые действия, песни, игрушки и т. п. Малыш же, в свою очередь, из множества лиц и людей начинает выделять «своих», радоваться им, демонстрировать свои успехи, выстраивать с ними взаимоотношения.
Именно в течение этих двенадцати месяцев у ребенка формируется базовое отношение к миру. Получая первый опыт взаимодействия с людьми (в первую очередь с родителями и близкими членами семьи), ребенок решает, как – с доверием или недоверием – он будет в дальнейшем относиться к окружающему миру.
В первый год жизни малыш меняется каждое мгновение. Каждый новый день приносит родителям приятные сюрпризы и поводы для восхищения их прекрасным младенцем. Вот, еще буквально вчера он лежал на спинке, а сегодня взял и перевернулся на животик! Или сегодня он увидел вас и впервые вам улыбнулся! Или вдруг на прогулке он решительно оттолкнул вашу руку и сделал свой первый шаг!
Конечно, в первый год жизни ребенка ни одного родителя не минует тревога и беспокойство по поводу «а правильно ли и в нужном ли темпе развивается мой малыш».
Существуют определенные нормы физического и психического развития детей.
К показателям физического развития относятся рост, вес, окружности головы и груди ребенка. К показателям психического развития – умения и навыки, которым ребенок научился в течение того или иного месяца.
Эти нормы необходимы, потому что, в общем и целом, дают родителям возможность понять, в нужном ли темпе развивается их малыш. Но нужно учитывать, что, несмотря на средние показатели, у каждого ребенка – свой темп развития. И совсем не обязательно, что ваш малыш будет тем «хрестоматийным» ребенком, у которого ровно в полгода прорежутся зубки, а в год он начнет ходить. Ведь даже у детей из одной семьи с большой вероятностью будет своя, уникальная схема развития.
Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени. Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно принимать пищу чаще. Некоторые нуждаются в укачивании для того, чтобы заснуть. Постарайтесь сразу приложить малыша к груди и давайте ему возможность сосать столько, сколько он захочет.
(Елена Сосорева "52 Первый год жизни ребенка"
Грудное вскармливание обеспечивает гармоничное развитие ребенка: улучшаются показатели его физического, психического и умственного развития, а также способствует установлению тесной связи с матерью.
Грудное вскармливание помогает организму ребенка гармонично расти и развиваться в целом, а также оказывает большое влияние на формирование челюстно-лицевого скелета и зубочелюстной системы. При кормлении грудью и при искусственном вскармливании прикус малыша будет формироваться по-разному.
Когда ребенок сосет грудь, он активно работает нижней челюстью и языком. Нижняя челюсть опускается и выдвигается вперед, а язык совершает волнообразные движения во время сосания, в этот момент также задействованы мышцы языка, дна ротовой полости, мимические мышцы. Важнейшим моментом для здорового развития полости рта является то, что во время сосания груди ребенок учится физиологически правильному движению языка.
Язык — это орган чувств, участвующий в процессе речеобразования и питания. Особенно важна роль языка в процессе грудного или искусственного вскармливания. Поэтому у грудничков этой уздечке уделяют особое значение.
Говорить о нормальном прикреплении уздечки можно, только если она вплетается в нижней трети языка, в таком случае движения не ограничиваются и грудничок может правильно проложить язык под соском матери. При прикреплении выше середины языка — уздечка патологически короткая, и в индивидуальном порядке принимается решение о необходимости коррекции. Неоспоримым показанием к ее подрезанию можно считать ее вплетение в верхней трети языка, у самого кончика.
При короткой уздечке грудничку нужно прикладывать больше усилий для сосания, его жевательные мышцы быстрее устают. Буквально через несколько минут активного сосания снижается активность, время кормления затягивается, ведь грудничку необходим перерыв.
Далеко не всегда можно диагностировать короткую уздечку в родительном отделении, и, соответственно, корректировать. «Симптомы» могут появиться уже после выписки: грудничок может быстро бросать грудь, плохо набирать вес, издавать цокающие звуки при кормлении, а обеспокоенная мать ищет причину в заболевании. При обращении к специалисту, педиатры начинают осмотр именно с полости рта.
Наладить грудное вскармливание очень важно, так как получающий грудное молоко ребенок меньше подвержен инфекционным заболеваниям желудочно-кишечного тракта, респираторным инфекциям, развитию пищевой аллергии.
Характер вскармливания на первом году жизни в значительной степени определяет состояние здоровья ребенка не только в раннем возрасте, но и в последующие периоды его жизни.
При искусственном вскармливании очень важно соблюдать следующие правила:
- соска должна быть надета на бутылку с широким горлышком, иметь 3 маленьких отверстия и быть упругой;
- бутылочку необходимо держать под углом 45 градусов, не оказывая давления ею ни на верхнюю, ни на нижнюю челюсть;
- держать ребенка на руках преимущественно в одной и той же позе, как при кормлении грудью;
- своевременно добавлять прикорм и переходить на кормление твердой пищей согласно рекомендациям педиатра;
при кормлении с ложки ее следует подносить к губам, а не вводить непосредственно в рот. Малыш должен тянуться к ложке, это движение - своего рода тренировка мышц челюстей. Ложка для ребенка 1 года - основной столовый прибор.
Формирование функций жевания и глотания будет задерживаться, если искусственное вскармливание проводить неправильно и при достижении ребенком годовалого возраста кормить его только через соску. При осмотре таких детей в дальнейшем часто выявляется инфантильный тип глотания. Язык в этом случае будет прокладываться между зубами, мышцы щек, подбородка и губ будут напрягаться, что в дальнейшем негативно отразится на развитии зубочелюстной системы.
От года да двух лет
Ваш малыш делает первый шаг, в первый раз улыбается, машет ручкой «до свидания» - все это называется вехами развития.
Вехи развития - это то, что большинство детей могут сделать к определенному возрасту. Вехи отмечают новые умения малыша - как он играет, учится, говорит, ведет себя и двигается (например, ползает, ходит или прыгает).
В течение второго года малыши больше двигаются и осознают себя и свое окружение. Их желание исследовать новые объекты и людей также возрастает. На этом этапе малыши будут проявлять большую самостоятельность; начинают демонстрировать вызывающее поведение; узнавать себя на картинках или в зеркале; и подражать поведению других, особенно взрослых и детей старшего возраста. Малыши также должны уметь узнавать имена знакомых людей и предметов, составлять простые фразы и предложения и следовать простым инструкциям и указаниям.
Каждый ребенок индивидуален, поэтому важно помнить, что контрольный список вех - это только руководство для роста и развития. Некоторые дети могут овладеть навыками немного раньше, а некоторые - немного позже; однако определенные навыки имеют тенденцию развиваться в пределах предсказуемого возраста.
Развивается и зубочелюстная система малыша, и важно контролировать, чтобы она развивалась правильно.
Каждый зубик прорезывается в строго определенное природой время. Родители должны следить за этим процессом, записывать всё в дневник. В возрасте шести месяцев родители радуются появлению первых (нижних) резцов. Стоматологи составили таблицу сроков прорезывания зубов у малышей. Но отклонение 3 -4 месяца в ту либо иную сторону не является патологией.
Если к году у малыша не прорезались зубки — это патологии развития — первичная адентия. У некоторых детей отсутствуют зачатки зубов, а челюстная система недоразвита. Чтобы не допустить до развития патологии, нужно сразу вести малыша к ортодонту. Своевременно назначенная коррекция сможет предотвратить проблемное развитие.
Сначала появляются нижние резцы и только после них - верхние. Потом идут нижние боковые резцы, за ними — верхние. Клыки появляются только после формирования моляров. В 2 года у ребенка может быть от16 до 20 зубов.
Правильный уход за полостью рта поможет сохранить молочные зубы здоровыми, а они в свою очередь станут хорошей основой для постоянных. Именно поэтому так важно научить малыша с раннего возраста ухаживать за собой.
К 2 годам малыш уже может начать чистить зубы самостоятельно и главным помощником становится правильная зубная щетка. Основные требования к первой детской щетке:
До 2 лет можно чистить зубы один раз в день и без пасты, главное втянуть ребенка в процесс. В годовалом возрасте дети часто стремятся подражать взрослым, поэтому достаточно легко показать на своем примере малышу, как нужно правильно держать щетку, какие движения делать, и он с удовольствием начнет чистить зубы вместе со взрослыми. Начиная с двух лет можно начать использовать гелевую зубную пасту.
Выбирая зубную пасту, главное, чтобы она соответствовала возрасту малыша, поскольку в этом возрасте он еще не умеет сплевывать и большую часть пасты проглатывает.
Сосательный рефлекс формируется у ребенка уже при рождении, ведь он нужен маленькому человеку, чтобы полноценно питаться. Но уже в 12-16 месяцев, когда прорезались первые моляры, сосательный рефлекс уступает жевательному.
К 1,5 года следует постепенно отучать малыша от пустышки. Кроха привыкает к пустышке, так как сосательный рефлекс отвлекает от неприятных ощущений и устраняет дискомфорт, что успокаивает малыша и налаживает сон. Ребенок при получении соски перестает капризничать и лучше спит. Пустышка может помочь малышу приспособиться к новым или сложным ситуациям, например, к посещению яслей.
Но что делать, если малышу пора отказаться от пустышки, а у него возникли проблемы? Самый лучший возраст для отвыкания от пустышки - 8 - 18 месяцев - в этом возрасте у малыша формируется жевательный рефлекс и ребёнку физиологически и психологически легче бросить пустышку. Задача родителей в этот период - помочь формированию у малыша полноценного жевательного рефлекса, поскольку от него зависит и пищеварение, и, безусловно, здоровье ребёнка.
Как известно, функция определяет форму, и недостаток твердой пищи в рационе ребенка часто приводит к сужению зубных рядов, и, в результате, к скученности зубов, провоцирующей развитие кариеса и возникновение заболеваний пародонта в постоянном прикусе. Чтобы жевательный рефлекс формировался своевременно, необходимо постепенно вводить в рацион малыша твёрдую пищу - как только у ребёнка прорезались передние зубки, он уже может взять кусочек огурца и откусить его. После прорезывания первых боковых зубов (моляров) малыш постепенно учится жевать, поэтому лучше не протирать, а тушить для него овощи небольшими кусочками, чтобы навыки жевания скорее закреплялись.
В два года, когда все молочные зубы прорезались, о пустышке не может быть и речи. Если ребенок пользуется пустышкой после двух лет, то вероятность возникновения открытого прикуса 96%!
Пустышка также остается источником инфекций и микробов даже при соблюдении гигиены и правил использования. Достаточно сложно обеспечить постоянную стерильность предмета.
Постоянное сосание пустышки может вызвать инфекции среднего уха, а ротовое дыхание, сдерживает развитие носовых пазух и является причиной появления аденоидитов, гайморитов, синуситов.
Язык во рту тоже располагается неправильно, что ухудшает звукопроизношение, вызывает храп и апноэ сна.
Что же поможет малышу отказаться от пустышки?
Пластинка для отвыкания от пустышки Stoppi помогает малышу забыть про соску и палец за несколько недель.
Пластинка Stoppi предлагается детям начиная с 2-х летнего возраста в случае длительного сосания пустышки или пальца, провоцирующего возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от этих вредных привычек.
Пластинка Stoppi производится из медицинского гипоаллергенного силикона и не раздражает слизистую полости рта. Пластинка имеет боковые перемычки для закусывания в виде прочных силиконовых площадок, благодаря которым пластинка удобно размещается во рту, не опрокидывается и эффективно предотвращает компрессию верхнего зубного ряда. Если у ребенка уже наметился открытый прикус, при использовании профилактической пластинки Stoppi он закроется естественным образом, поскольку резцам ребенка ничто не мешает смыкаться.
Три правила от Stoppi: